З. Ф. Абакумов

В ГЛУБОКОМ ТЫЛУ ВРАГА

Брестская область. Август 1942 г. Партизанские отряды ведут борьбу с фашистскими захватчиками и их пособниками. По зову своего сердца и разума командиры 3 партизанских этрядов: имени Н. А. Щорса, имени Г. Димитрова, имени К. Е. Ворошилова объединенными силами решили разгромить немецкий гарнизон численностью 360 солдат и офицеров, рас положенный в районном центре г. Коссово. Командовал сводным отрядом П. В. Пронягин. Предварительно была проведена разведка системы фашистской охраны города от партизан.

2 августа партизаны, подойдя ночью к городу с трех сторон, уничтожили телефонную связь. На рассвете 45-мм пушкa сделала три выстрела по зданию комендатуры фрицев, что юслужило сигналом для общего наступления партизан. Разбрелся беспощадный бой, переходя в отдельных местах вру-сопашную. В результате трехчасового боя вражеский гарнизон был разбит. (После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в городском парке Коссово была воздвигнута стела, напоминающая о том, что в суровые годы войны город в течение месяца находился в руках партизан.)

Однако фрицам удалось расправиться с партизанами. Они высадили на трех железнодорожных станциях более двадцати тысяч солдат, направлявшихся на фронт. Снабдили их танками, артиллерией и направили против партизан. Карателями блокировался Гута — Микалинский лес, в котором дислоцировались два партизанских отряда. В течение двадцати семи суток в тяжелейших условиях партизаны выдержали фашистскую блокаду, ежедневно меняя места стоянок и вынося на самодельных носилках тяжелораненых.

Наш партизанский отряд имени Г. Димитрова под руководством болгарина Д. С. Дмитриева, вырвавшись из кольца немецко-фашистской блокады, ушел в Пинскую область. Диверсионной группе во главе с А. И. Самойликом в очередной встрече со связным удалось узнать, что по железной дороге по маршруту Любешев—Иваново немцы увозят награбленное добро. Но поезд охраняется солдатами. В связи с приближающейся 25-й годовщиной Великого Октября партизаны решили преподнести Родине подарок: не пускать эшелон под откос сразу, как это делали раньше, а захватить его и добро, награбленное фашистами, раздать местному населению.

В ночь с 5-го на 6-е ноября 1942 г. наша партизанская группа из 10 человек, в составе которой кроме меня были мариец В. Пукемов, мордвин И. Владимиров, вышла к железной дороге близ станции Сваротняя и там остановилась. Утром 6 ноября у путевого обходчика мы взяли на время куртку, фуражку и флажки. Л. Е. Бесоновский переоделся, вышел с приподнятым флажком на железнодорожное полотно и стал ждать эшелон. Остальные партизаны залегли вдоль дороги. Вскоре на станцию прибыл поезд. Охрана выскочила из вагонов узнать, в чем дело, и оказалась сраженной партизанским метким огнем. Поезд оказался в руках партизан. Телефонная связь порвана. Ю. Логинов сменил немецкого машиниста у реверса поезда. На паровозе установили красный флаг с изображением герба СССР с надписью: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На вагонах — лозунги: «Да здравствует 25-я годовщина Великого Октября!», «Бей фашистов везде и всюду!», «Раздавим фашистскую гадину!». Затем перевели стрелку и направили состав, состоящий из 16 вагонов, по другому железнодорожному пути к р. Пина, на которой был взорван мост. По вражеским тылам партизаны проехали 40 км, на станциях останавливались, местным жителям рассказывали о положении на фронтах и раздавали награбленное немцами добро. Вагоны были загружены живыми курами, куриными яйцами, сливочным маслом, зерном и др. продуктами. На станции Любядь была небольшая перестрелка с полицейскими. На другой станции Мохро нас встретило более сотни немецких кавалеристов. Но мы мимо них проскочили на полной скорости без потерь. На последней станции Вулька Махровская белорусы сняли с паровоза красный флаг и лозунги, натаскали соломы в пустые вагоны и зажгли. Ю. Логинов повел пылающий состав к р. Пина. Не доезжая несколько сот метров до разрушенного моста, он выпрыгнул из паровоза на глазах фашистов, переправляющихся на пароме.

Весть об этой операции партизан молниеносно облетела всю Белоруссию. В бывшем партизанском крае и сегодня помнят о ней.

Схема движения поезда с красным знаменем по сорокакилометровому маршруту по тылам врага и фотографии участников дерзкого рейда экспонируются в музее истории Великой Отечественной войны в Минске. Там же выпущена книга «Красный поезд» и создан телефильм «Память». Киносценарист Л. М. Браиловский в журнале «Знамя» опубликовал очерк «Партизанский эшелон», отразив в нем славные страницы партизанского рейда в тяжелейший период Великой Отечественной войны.

29 апреля 1194г.